Презентация на тему: Информационные технологии в ЖКХ. Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой в россии Информационные технологии управления жилищно коммунальным комплексом

  • Дата: 22.07.2021

    Сегодня в административных округах все чаще поднимается вопрос о применении современных технологий формирования, сбора и обработки информации при проведении реформы ЖКХ. Обеспокоенность этим вопросом достаточно легко объяснима, так как без использования технологий формирования, сбора и обработки информации просто невозможно проводить преобразования жилищно-коммунального хозяйства в крупных городах. Новые технологические разработки должны обеспечить систематический и постоянный процесс сбора и обработки информации о состоянии жилищного фонда, инженерных сетей и коммуникаций, в том числе проведение диспетчеризации жилого фонда, оформление паспортов на дома и придомовые территории, выполнение расчетов с жильцами, адресную социальную помощь, контроль над расходом тепловых и энергетических ресурсов, переход на автоматизированный сбор, обработку, анализ и передачу информации, информационную поддержку при принятии управленческих решений.
    Все вышеперечисленное говорит о том, что пришла пора создать и ввести в эксплуатацию действенную информационную организованною систему. Успех воплощения в жизнь этой задачи подкрепляется возможностью применения волоконно-оптической сети, которая позволит дотянуться до каждого дома. Автоматизированное системы управления, которые на данный момент используются в крупных городах, разрабатывались, как правило, в контексте функциональности и ориентировались на действующую законодательную базу. Исходя из этого, можно сделать вывод, что они не могут воплотить в жизнь функции защиты прав потребителей и не могут быть социально направленными. А это на данный момент является первоочередной задачей при проведении реорганизации в жилищно-коммунальной системе.
    Основная масса используемых систем не может обеспечить настройку под постоянно изменяющиеся нормы и законы, а также прозрачность расчетов и оплаты платежей за коммунальные услуги. Вот почему одно из главных направлений, которое планируется развивать при внедрении новых информационных технологий в жилищно-коммунальную систему - это применение при расчетах с жильцами информационных систем. Наиболее результативным считается использование единого информационно-расчетного центра.
    Под единым информационно-расчетным центром подразумевается система сбора информации, формирующая базу данных по всей жилищно-коммунальной сфере и объединяющая в одну информационно - технологическую цепочку все службы ЖКХ. Данное нововведение позволит создать комфортные условия общения жильцов с обслуживающими инстанциями и поставщиками услуг, ликвидирует очереди в жилищные организации. Результатом работы цельного информационно-расчетного центра будет опущенный в почтовый ящик счет-квитанция.
    По созданию единых информационно-расчетных центров существует много мнений и предложений, выделив из каждого рациональное зерно, принято решение о создании единых центров на районном уровне с дальнейшим объединением в системе округа. Но, к сожалению, техническое состояние жилищно-коммунальных служб и необходимые финансовые вложения не везде дают возможность внедрять описанные технологии с применением волоконно-оптической сети.
    Специалисты настаивают на том создавать районах единую информационно расчетную систему, настаивая на максимальном использовании существующих возможностей, имеющихся на сегодняшний день в центрах жилищных субсидий. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что в настоящее время на руководящие посты приходят специалисты высокого уровня, для которых компьютерные технологии представляют собой неотъемлемую часть рабочего процесса.
    Технологии цельного информационного пространства ЖКХ дают возможность формировать платежи за коммунальные услуги, оформлять льготы и субсидии, в автоматическом режиме распределять платежи по предприятиям, которые предоставляют услуги, а также управлять информационными и финансовым потоками. При помощи единой системы можно свести все платежи за жилищно-коммунальные услуги в один платеж, который затем будет разбит по видам, что даст возможность автоматически делать перерасчеты и делить платежи.
    Многие специалисты считают, что технология цельного информационного пространства жилищно-коммунального хозяйства не единственный выход из ситуации. Решению этой проблемы планируется посвятить специализированные выставки и конференции. Обсуждение проблем введения технологий формирования, сбора и обработки информации в жилищно-коммунальное хозяйство планируется провести на научно-практических конференциях.

Введение

1.1 Понятие ЖКХ

Заключение


Введение

Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера ЖКХ. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса - важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развития национальной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ее граждан.

Однако, эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисном состоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами. Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению. Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспечения управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние. Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое звено реформы ЖКХ.

Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурных преобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массив информации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и, что особенно значимо, для обеспечения принципа оптимальности контроля над деятельностью субъектов ЖКХ, который в соответствии с новым Жилищным кодексом (ЖК РФ) становится ключевым элементом управления и требует полной информации, получаемой из различных источников.

Целью этой работы является исследование таких вопросов, как информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а так же деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве.

Задачи – изучение информационных технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а именно понятия ЖКХ, задач информационных систем ЖКХ; единых расчетно-кассовых центров, а так же деятельности Единых информационно-расчетных центров в Москве.


1. Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой

1.1 Понятие ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов. ЖКХ включает:

· Водопровод - устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды

· Канализация - отведение сточных вод

· Капитальный ремонт зданий

· Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания)

· Теплоснабжение - обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать топливно-энергетический кризис.

Эта отрасль, без которой практически невозможна жизнедеятельность человека, города, территории, требует формирования эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с органами местного самоуправления и населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу .

1.2 Задачи информационных систем ЖКХ

Задачи, на решение которых направлено использование информационных систем в сфере ЖКХ, приведены на рис. 1.

Рис. 1. Задачи информационных систем ЖКХ

ИС ЖКХ обеспечивают повышение оперативности поступления на диспетчерский пункт текущей информации о состоянии объектов с целью быстрого реагирования на проблемные ситуации.

Обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории - это учет потребления энергоносителей и воды, контроль технических параметров отопления, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, вентиляции, работы лифтового оборудования, контроль технологической дисциплины, передача информации в разрезе домов, микрорайонов, кварталов с целью расчета тарифов, принятия решений по капитальному ремонту и др.

Дистанционное управление объектами ЖКХ предполагает управление давлением и напряжением в сетях, включение-выключение освещения в подъездах и внутридворовых территориях, контроль доступа в технические помещения.

Последствия изменения тарифов, станок на услуги ЖКХ можно прогнозировать посредством моделирования ситуаций.

Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги включает:

· ведение учета зданий, квартир;

· управление лицевыми счетами;

· ведение поквартального учета коммунальных услуг и нормативов потребления;

· начисление субсидий и учет льгот (в совокупности и по каждому жильцу, вписанному в лицевой счет) с возможностью изменения их перечня пользователем;

· группировка зданий с целью изменения нормативов и других параметров для большого числа квартир, оперативное выполнение расчетов в процессе таких изменений;

· ведение учета доходов каждой семьи и начисление субсидий в соответствии с этими данными;

· расчет суммы льгот (с возможностью ее перерасчета в случае изменения законодательства) для каждого жильца;

· ведение истории начислений (перерасчет по предыдущим периодам в соответствии с существовавшими тогда нормативами).

Повышение качества работы с населением достигается сокращением очередей при получении справок, выписок, автоматизацией формирования и печати отчетов.

Экономия бюджетных средств достигается за счет сокращения трудозатрат на выполнение операций и численности персонала .


2. Единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ)

В настоящее время автоматизация ЖКХ движется в направлении организации единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ). Основное назначение ЕРКЦ - расчет стоимости коммунальных услуг, автоматизация оплаты коммунальных услуг населением в условиях действия договорных отношений между производителями услуг ЖКХ.

Основными целями создания ЕРКЦ являются:

· формирование бездотационной системы ЖКХ на базе финансового анализа, контроля и учета имеющихся ресурсов;

· учет потоков платежей за коммунальные услуги и управление документооборотом;

· контроль собираемости платежей;

· создание базы данных городского хозяйства, включающей всю информацию о состоянии жилищного фонда, о населении, квотах, субсидиях, оказанных услугах.

Важнейшими направлениями деятельности ЕРКЦ являются:

· оперативное централизованное обслуживание жителей МО по оплате жилищно-коммунальных услуг;

· подготовка и доставка населению платежных документов;

· предоставление льгот и субсидий;

· внесение корректировок в расчеты при изменении тарифов, льгот и субсидий;

· учет граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг;

· централизованная информационно-аналитическая поддержка административных округов.

Централизация абонентского обслуживания населения на базе ЕРКЦ позволила получить ряд преимуществ:

· улучшение контроля правильности изменения тарифов и начисления платы за ЖКУ, исключение разночтений документов и ошибок их толкования;

· использование на территории города единой счет-квитанции, вручаемой каждому плательщику лично;

· повышение оперативности обновления информационной базы;

· повышение качества предоставления льгот за счет интеграции информационной базы с базой данных службы социальной защиты населения;

· повышение качества информационного обслуживания населения за счет организации «горячей линии» по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг .

Возрос интерес поставщиков коммунальных услуг к повышению собираемости коммунальных платежей, так как сумма денежных средств, перечисляемых этим организациям, определяется объемом фактически предоставленных услуг. Этим стимулируется повышение качества предоставляемых услуг.


3. Деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2002 года N 476-ПП "О создании Единых информационно-расчетных центров" органами исполнительной власти, входящими в Комплекс городского хозяйства Правительства Москвы, префектурами административных округов, управами районов города совместно с ресурсоснабжающими организациями, ОАО "Банк Москвы" в короткий срок созданы и функционируют во всех районах города единые информационно-расчетные центры.

За период с ноября 2002 года по настоящее время выполнен значительный объем работы по решению организационно-распорядительных вопросов, связанных с обеспечением работы единых информационно-расчетных центров, что позволило объединить все основные виды жилищных (эксплуатационных), коммунальных и иных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКУ) в едином платежном документе, организовать их централизованную доставку населению, обеспечить сбор большинства видов платежей за ЖКУ через единый платежный документ на транзитные счета и их дальнейшее распределение непосредственно поставщикам услуг, минуя посредников, повысить степень прозрачности расчетов за ЖКУ, создать предпосылки для обслуживания населения по принципу "одного окна".

В этой связи особое внимание уделялось координации действий всех участников процесса функционирования единых информационно-расчетных центров, созданию условий доступности для москвичей информации о проводимых операциях по начислению платежей за предоставленные им жилищно-коммунальные и прочие услуги, об установленных ставках и тарифах, льготах и субсидиях, организации консультаций по всему спектру вопросов и проблем в этой области.

Наиболее успешно решались вопросы создания и организации работы единых информационно-расчетных центров префектурами Центрального, Северо-Восточного, Восточного, Южного и некоторых других административных округов города. Определенный положительный опыт по созданию системы начисления платежей за ЖКУ и начисления субсидий по принципу "одного окна" создан в городе Зеленограде.

В ряде районов города, например: Жулебино, Люблино, Кунцево, Лианозово, Алтуфьево, Чертаново Северное, Бескудниково, Ломоносовский, Теплый Стан, Северное Измайлово, Вешняки, Арбат, Тимирязевский, Бирюлево Восточное, благодаря усилиям префектур, районных управ, дирекций единого заказчика успешно работают единые информационно-расчетные центры, имеющие хорошую материально-техническую базу и квалифицированный персонал.

Позитивную роль в процессе становления системы ЕИРЦ, повышения уровня ее функционирования играет ОАО "Банк Москвы", выполняющий функции финансового оператора и обеспечивший создание эффективной системы учета денежных потоков в системе жилищно-коммунального хозяйства.

Организация ЕИРЦ, налаживание их деятельности сопровождались широкой информационно-разъяснительной работой как непосредственно через единые информационно-расчетные центры, так и через городские, окружные и районные средства массовой информации.

В результате, если в ноябре 2002 года количество москвичей, оплачивающих жилищно-коммунальные и прочие услуги по единым платежным документам, не превышало 20%, то в настоящий период в целом по городу этот показатель составил более 95%.

Вместе с тем существующая система единых информационно-расчетных центров требует дальнейшей доработки.

В настоящее время деятельность ЕИРЦ не охватывает все категории плательщиков за ЖКУ, что мешает созданию оптимальной социально-экономической модели начислений, сбора и распределения платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Требуют решения вопросы более рациональной организации управления и функционирования ЕИРЦ в первую очередь за счет унификации и оптимизации процессов, связанных с начислением платежей, создания единого информационного пространства, охватывающего всех участников системы расчетов, в рамках целевой городской программы Электронная Москва.

Необходимы дальнейшее материально-техническое и кадровое укрепление ряда ЕИРЦ, создание общегородской системы подготовки и переподготовки сотрудников центров всех уровней .


Заключение

Итак, мы рассмотрели информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой и деятельность Единых информационно расчетных центров в Москве.

Жилищно-коммунальное хозяйство - это сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов.

Для успешной работы ЖКХ необходимо внедрение информационных технологий, что позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

К задачам информационных систем ЖКХ можно отнести следующие:

Повышение оперативности диспетчеризации;

Обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории;

Дистанционное управление объектами ЖКХ;

Моделирование ситуаций;

Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги;

Повышение качества работы с населением;

Информационное обслуживание органов муниципального управления;

Обмен информацией между органами муниципального управления;

Экономия бюджетных средств.

Следует отметить, что для реализации информатизации жилищно-коммунальной сферы в административных округах г. Москвы создаются Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ) с отделениями в районах г. Москвы.

На ЕИРЦ возлагается формирование и организация доставки жителям единого платежного документа, обобщающего начисления поставщиков жилищно-коммунальных и прочих услуг и ресурсов, с учетом действующих льгот и субсидий, а в дальнейшем - адресных субсидий, организация приема населения, позволяющего жителям получать информацию о всех предоставленных жилищно-коммунальных и прочих услугах, начислениях и оплате за них (единое окно) и оформление запрашиваемых населением документов, справок, выписок и т.д., а также формирование пакета документов для предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Утверждается форма и правила заполнения Единого платежного документа в целях обеспечения необходимых критериев функционирования ЕИРЦ.


Список литературы и источников

1. Постановление правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 617-ПП О работе Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию их деятельности

2. Жадько П. А. Информационное обеспечение оценки состояния и организации контроля в структуре ЖКХ региона. - Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Москва, 2009.

3. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с. - (Серия "Учебник для вузов")


Http://ru.wikipedia.org/wiki/Жилищно-коммунальное_хозяйство

Http://mgkh.mosreg.ru/

Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с. - (Серия "Учебник для вузов")

Постановление правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 617-ПП О работе Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию их деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ публикаций и монографий по вопросам информации, информатизации и информационных технологий как объекта правового регулирования. Краткая характеристика государственного управления в области информации, информатизации и информационных технологий.

    реферат , добавлен 16.12.2012

    Место и роль в современном обществе информационных технологий. Определение компьютерного преступления в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации. Ответственность за правонарушения в сфере информационных технологий.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Государственная политика в области информационных технологий. Правовое регулирование отношений в области разработки и использования средств связи и телекоммуникаций, использование информационных систем с архитектурой "электронного правительства".

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Правовые аспекты международного сотрудничества в сфере информационных технологий и телекоммуникаций. Проблемы преступлений, связанные с развитием информационных технологий. Особенности международного сотрудничества в борьбе с киберпреступностью.

    реферат , добавлен 12.10.2015

    Особенности законодательства в области информатизации деятельности органов государственного управления России на современном этапе. Проблемы внедрения информационных технологий Интернет в деятельность Муниципального образования "Оренбургский район".

    дипломная работа , добавлен 16.07.2015

    Предметы правового регулирования в сфере информационных технологий (ИТ): продукты и услуги. Виды угроз информационной безопасности. Объективные и субъективные угрозы. Ответственность за правонарушения в сфере ИТ по гражданскому законодательству.

    контрольная работа , добавлен 05.05.2015

    Роль информационных технологий и систем в муниципальном управлении. Особенности ИТ, применяемых в МО "г. Воткинск". Интерфейс сетевой структуры. Характеристика и особенности информационно-телекоммуникационных технологий, применяемых в МО "г. Воткинска".

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Правовая классификация сведений подлежащих защите. Государственное регулирование защиты информационных технологий. Специальные технические требования и рекомендации. Стандартизация, качество и сертификация программных средств информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2015

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт налогов и налогового менеджмента

Кафедра налогов и налогообложения

Специальность « НМ (МО) »

Форма обучения - очная

Курсовая работа

по дисциплине «ИТУ»

на тему: «Информационные технологии в ЖКХ»

Выполнил(а) студент(ка)

очной формы обучения

специальности «НМ (МО)»

3 курса 1 группы

_____________ __________________

Руководитель работы

_____________ _________________

Москва 2011

Введение 2

1. Информационные технологии управления жилищно- коммунальной сферой 4

1.2 Задачи информационных систем ЖКХ 5

2. Единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ) 7

3. Деятельность Единых информационно- расчетных центров в Москве 9

Заключение 12

Список литературы 14

Введение

Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера ЖКХ. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса - важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развития национальной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ее граждан.

Однако, эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисном состоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами. Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению. Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспечения управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние. Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое звено реформы ЖКХ.

Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурных преобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массив информации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и, что особенно значимо, для обеспечения принципа оптимальности контроля над деятельностью субъектов ЖКХ, который в соответствии с новым Жилищным кодексом (ЖК РФ) становится ключевым элементом управления и требует полной информации, получаемой из различных источников.

Целью этой работы является исследование таких вопросов, как информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а так же деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве.

Задачи – изучение информационных технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а именно понятия ЖКХ, задач информационных систем ЖКХ; единых расчетно-кассовых центров, а так же деятельности Единых информационно-расчетных центров в Москве.

1. Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой

Понятие ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно- эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов. ЖКХ включает:

Водопровод - устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды

Канализация - отведение сточных вод

Теплоснабжение - обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания)

ЭлектроснабжениеЭта отрасль, без которой практически невозможна жизнедеятельность человека, города, территории, требует формирования эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с органами местного самоуправления и населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу.

1.2 Задачи информационных систем ЖКХ

Задачи, на решение которых направлено использование информационных систем в сфере ЖКХ, приведены на рис. 1.

Рис. 1. Задачи информационных систем ЖКХ

ИС ЖКХ обеспечивают повышение оперативности поступления на диспетчерский пункт текущей информации о состоянии объектов с целью быстрого реагирования на проблемные ситуации.

Обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории - это учет потребления энергоносителей и воды, контроль технических параметров отопления, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, вентиляции, работы лифтового оборудования, контроль технологической дисциплины, передача информации в разрезе домов, микрорайонов, кварталов с целью расчета тарифов, принятия решений по капитальному ремонту и др.

Дистанционное управление объектами ЖКХ предполагает управление давлением и напряжением в сетях, включение-выключение освещения в подъездах и внутридворовых территориях, контроль доступа в технические помещения.

Последствия изменения тарифов, станок на услуги ЖКХ можно прогнозировать посредством моделирования ситуаций.

Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги включает:

Ведение учета зданий, квартир;

Управление лицевыми счетами;

Ведение поквартального учета коммунальных услуг и нормативов потребления;

Начисление субсидий и учет льгот (в совокупности и по каждому жильцу, вписанному в лицевой счет) с возможностью изменения их перечня пользователем;

Группировка зданий с целью изменения нормативов и других параметров для большого числа квартир, оперативное выполнение расчетов в процессе таких изменений;

Ведение учета доходов каждой семьи и начисление субсидий в соответствии с этими данными;

Расчет суммы льгот (с возможностью ее перерасчета в случае изменения законодательства) для каждого жильца;

Ведение истории начислений (перерасчет по предыдущим периодам в соответствии с существовавшими тогда нормативами).

Повышение качества работы с населением достигается сокращением очередей при получении справок, выписок, автоматизацией формирования и печати отчетов.

Экономия бюджетных средств достигается за счет сокращения трудозатрат на выполнение операций и численности персонала.

2. Единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ)

В настоящее время автоматизация ЖКХ движется в направлении организации единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ). Основное назначение ЕРКЦ - расчет стоимости коммунальных услуг, автоматизация оплаты коммунальных услуг населением в условиях действия договорных отношений между производителями услуг ЖКХ.

Основными целями создания ЕРКЦ являются:

Формирование бездотационной системы ЖКХ на базе финансового анализа, контроля и учета имеющихся ресурсов;

Учет потоков платежей за коммунальные услуги и управление документооборотом;

Контроль собираемости платежей;

Создание базы данных городского хозяйства, включающей всю информацию о состоянии жилищного фонда, о населении, квотах, субсидиях, оказанных услугах.

Важнейшими направлениями деятельности ЕРКЦ являются:

Оперативное централизованное обслуживание жителей МО по оплате жилищно-коммунальных услуг;

Подготовка и доставка населению платежных документов;

Предоставление льгот и субсидий;

Внесение корректировок в расчеты при изменении тарифов, льгот и субсидий;

Учет граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг;

Централизованная информационно-аналитическая поддержка административных округов.

Централизация абонентского обслуживания населения на базе ЕРКЦ позволила получить ряд преимуществ:

Улучшение контроля правильности изменения тарифов и начисления платы за ЖКУ, исключение разночтений документов и ошибок их толкования;

Использование на территории города единой счет-квитанции, вручаемой каждому плательщику лично;

Повышение оперативности обновления информационной базы;

Повышение качества предоставления льгот за счет интеграции информационной базы с базой данных службы социальной защиты населения;

Повышение качества информационного обслуживания населения за счет организации «горячей линии» по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг.

Возрос интерес поставщиков коммунальных услуг к повышению собираемости коммунальных платежей, так как сумма денежных средств, перечисляемых этим организациям, определяется объемом фактически предоставленных услуг. Этим стимулируется повышение качества предоставляемых услуг.

3. Деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2002 года N 476-ПП "О создании Единых информационно-расчетных центров" органами исполнительной власти, входящими в Комплекс городского хозяйства Правительства Москвы, префектурами административных округов, управами районов города совместно с ресурсоснабжающими организациями, ОАО "Банк Москвы" в короткий срок созданы и функционируют во всех районах города единые информационно-расчетные центры.

Введение

1. Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой

1.1 Понятие ЖКХ

1.2 Задачи информационных систем ЖКХ

2. Единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ)

3. Деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве

Заключение

Список литературы и источников

Введение

Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера ЖКХ. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса - важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развития национальной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ее граждан.

Однако, эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисном состоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами. Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению. Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспечения управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние. Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое звено реформы ЖКХ.

Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурных преобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массив информации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и, что особенно значимо, для обеспечения принципа оптимальности контроля над деятельностью субъектов ЖКХ, который в соответствии с новым Жилищным кодексом (ЖК РФ) становится ключевым элементом управления и требует полной информации, получаемой из различных источников.

Целью этой работы является исследование таких вопросов, как информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а так же деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве.

Задачи – изучение информационных технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а именно понятия ЖКХ, задач информационных систем ЖКХ; единых расчетно-кассовых центров, а так же деятельности Единых информационно-расчетных центров в Москве.

1. Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой

1.1 Понятие ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов. ЖКХ включает:

· Водопровод - устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды

· Канализация - отведение сточных вод

· Капитальный ремонт зданий

· Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания)

· Теплоснабжение - обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать топливно-энергетический кризис.

Эта отрасль, без которой практически невозможна жизнедеятельность человека, города, территории, требует формирования эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с органами местного самоуправления и населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу .

1.2 Задачи информационных систем ЖКХ

Задачи, на решение которых направлено использование информационных систем в сфере ЖКХ, приведены на рис. 1.

Рис. 1. Задачи информационных систем ЖКХ

ИС ЖКХ обеспечивают повышение оперативности поступления на диспетчерский пункт текущей информации о состоянии объектов с целью быстрого реагирования на проблемные ситуации.

Обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории - это учет потребления энергоносителей и воды, контроль технических параметров отопления, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, вентиляции, работы лифтового оборудования, контроль технологической дисциплины, передача информации в разрезе домов, микрорайонов, кварталов с целью расчета тарифов, принятия решений по капитальному ремонту и др.

Дистанционное управление объектами ЖКХ предполагает управление давлением и напряжением в сетях, включение-выключение освещения в подъездах и внутридворовых территориях, контроль доступа в технические помещения.

Последствия изменения тарифов, станок на услуги ЖКХ можно прогнозировать посредством моделирования ситуаций.

Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги включает:

· ведение учета зданий, квартир;

· управление лицевыми счетами;

· ведение поквартального учета коммунальных услуг и нормативов потребления;

· начисление субсидий и учет льгот (в совокупности и по каждому жильцу, вписанному в лицевой счет) с возможностью изменения их перечня пользователем;

· группировка зданий с целью изменения нормативов и других параметров для большого числа квартир, оперативное выполнение расчетов в процессе таких изменений;

· ведение учета доходов каждой семьи и начисление субсидий в соответствии с этими данными;

· расчет суммы льгот (с возможностью ее перерасчета в случае изменения законодательства) для каждого жильца;

· ведение истории начислений (перерасчет по предыдущим периодам в соответствии с существовавшими тогда нормативами).

Повышение качества работы с населением достигается сокращением очередей при получении справок, выписок, автоматизацией формирования и печати отчетов.

Экономия бюджетных средств достигается за счет сокращения трудозатрат на выполнение операций и численности персонала .

2. Единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ)

В настоящее время автоматизация ЖКХ движется в направлении организации единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ). Основное назначение ЕРКЦ - расчет стоимости коммунальных услуг, автоматизация оплаты коммунальных услуг населением в условиях действия договорных отношений между производителями услуг ЖКХ.

Основными целями создания ЕРКЦ являются:

· формирование бездотационной системы ЖКХ на базе финансового анализа, контроля и учета имеющихся ресурсов;

· учет потоков платежей за коммунальные услуги и управление документооборотом;

· контроль собираемости платежей;

· создание базы данных городского хозяйства, включающей всю информацию о состоянии жилищного фонда, о населении, квотах, субсидиях, оказанных услугах.

Важнейшими направлениями деятельности ЕРКЦ являются:

· оперативное централизованное обслуживание жителей МО по оплате жилищно-коммунальных услуг;

· подготовка и доставка населению платежных документов;

· предоставление льгот и субсидий;

· внесение корректировок в расчеты при изменении тарифов, льгот и субсидий;

· учет граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг;

· централизованная информационно-аналитическая поддержка административных округов.

Централизация абонентского обслуживания населения на базе ЕРКЦ позволила получить ряд преимуществ:

· улучшение контроля правильности изменения тарифов и начисления платы за ЖКУ, исключение разночтений документов и ошибок их толкования;

· использование на территории города единой счет-квитанции, вручаемой каждому плательщику лично;

· повышение оперативности обновления информационной базы;

· повышение качества предоставления льгот за счет интеграции информационной базы с базой данных службы социальной защиты населения;

· повышение качества информационного обслуживания населения за счет организации «горячей линии» по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг .

3. Деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2002 года N 476-ПП "О создании Единых информационно-расчетных центров" органами исполнительной власти, входящими в Комплекс городского хозяйства Правительства Москвы, префектурами административных округов, управами районов города совместно с ресурсоснабжающими организациями, ОАО "Банк Москвы" в короткий срок созданы и функционируют во всех районах города единые информационно-расчетные центры.

За период с ноября 2002 года по настоящее время выполнен значительный объем работы по решению организационно-распорядительных вопросов, связанных с обеспечением работы единых информационно-расчетных центров, что позволило объединить все основные виды жилищных (эксплуатационных), коммунальных и иных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКУ) в едином платежном документе, организовать их централизованную доставку населению, обеспечить сбор большинства видов платежей за ЖКУ через единый платежный документ на транзитные счета и их дальнейшее распределение непосредственно поставщикам услуг, минуя посредников, повысить степень прозрачности расчетов за ЖКУ, создать предпосылки для обслуживания населения по принципу "одного окна".

В этой связи особое внимание уделялось координации действий всех участников процесса функционирования единых информационно-расчетных центров, созданию условий доступности для москвичей информации о проводимых операциях по начислению платежей за предоставленные им жилищно-коммунальные и прочие услуги, об установленных ставках и тарифах, льготах и субсидиях, организации консультаций по всему спектру вопросов и проблем в этой области.

Наиболее успешно решались вопросы создания и организации работы единых информационно-расчетных центров префектурами Центрального, Северо-Восточного, Восточного, Южного и некоторых других административных округов города. Определенный положительный опыт по созданию системы начисления платежей за ЖКУ и начисления субсидий по принципу "одного окна" создан в городе Зеленограде.

В ряде районов города, например: Жулебино, Люблино, Кунцево, Лианозово, Алтуфьево, Чертаново Северное, Бескудниково, Ломоносовский, Теплый Стан, Северное Измайлово, Вешняки, Арбат, Тимирязевский, Бирюлево Восточное, благодаря усилиям префектур, районных управ, дирекций единого заказчика успешно работают единые информационно-расчетные центры, имеющие хорошую материально-техническую базу и квалифицированный персонал.

Позитивную роль в процессе становления системы ЕИРЦ, повышения уровня ее функционирования играет ОАО "Банк Москвы", выполняющий функции финансового оператора и обеспечивший создание эффективной системы учета денежных потоков в системе жилищно-коммунального хозяйства.

Организация ЕИРЦ, налаживание их деятельности сопровождались широкой информационно-разъяснительной работой как непосредственно через единые информационно-расчетные центры, так и через городские, окружные и районные средства массовой информации.

В результате, если в ноябре 2002 года количество москвичей, оплачивающих жилищно-коммунальные и прочие услуги по единым платежным документам, не превышало 20%, то в настоящий период в целом по городу этот показатель составил более 95%.

Вместе с тем существующая система единых информационно-расчетных центров требует дальнейшей доработки.

В настоящее время деятельность ЕИРЦ не охватывает все категории плательщиков за ЖКУ, что мешает созданию оптимальной социально-экономической модели начислений, сбора и распределения платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Требуют решения вопросы более рациональной организации управления и функционирования ЕИРЦ в первую очередь за счет унификации и оптимизации процессов, связанных с начислением платежей, создания единого информационного пространства, охватывающего всех участников системы расчетов, в рамках целевой городской программы Электронная Москва.

Необходимы дальнейшее материально-техническое и кадровое укрепление ряда ЕИРЦ, создание общегородской системы подготовки и переподготовки сотрудников центров всех уровней .

Заключение

Итак, мы рассмотрели информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой и деятельность Единых информационно расчетных центров в Москве.

Жилищно-коммунальное хозяйство - это сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов.

Для успешной работы ЖКХ необходимо внедрение информационных технологий, что позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

К задачам информационных систем ЖКХ можно отнести следующие:

Повышение оперативности диспетчеризации;

Обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории;

Дистанционное управление объектами ЖКХ;

Моделирование ситуаций;

Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги;

Повышение качества работы с населением;

Информационное обслуживание органов муниципального управления;

Обмен информацией между органами муниципального управления;

Экономия бюджетных средств.

Следует отметить, что для реализации информатизации жилищно-коммунальной сферы в административных округах г. Москвы создаются Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ) с отделениями в районах г. Москвы.

На ЕИРЦ возлагается формирование и организация доставки жителям единого платежного документа, обобщающего начисления поставщиков жилищно-коммунальных и прочих услуг и ресурсов, с учетом действующих льгот и субсидий, а в дальнейшем - адресных субсидий, организация приема населения, позволяющего жителям получать информацию о всех предоставленных жилищно-коммунальных и прочих услугах, начислениях и оплате за них (единое окно) и оформление запрашиваемых населением документов, справок, выписок и т.д., а также формирование пакета документов для предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Утверждается форма и правила заполнения Единого платежного документа в целях обеспечения необходимых критериев функционирования ЕИРЦ.

Список литературы и источников

1. Постановление правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 617-ПП О работе Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию их деятельности

2. Жадько П. А. Информационное обеспечение оценки состояния и организации контроля в структуре ЖКХ региона. - Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Москва, 2009.

3. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с. - (Серия "Учебник для вузов")

#"#_ftnref2" name="_ftn2" title=""> #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">

Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с. - (Серия "Учебник для вузов")

Постановление правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 617-ПП О работе Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию их деятельности