Современные дети и компьютер, влияние, причины игромании. Положительное и отрицательное влияние компьютера на ребенка Компьютеры польза или вред для дошкольника

  • Дата: 12.12.2021

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

Споры о вреде и пользе компьютера для малышей не утихают с самого появления этого продукта новых технологий в наших квартирах. Причем, никем уже даже не обсуждается вопрос времени, проведенного за монитором (всем известно, что чем реже – тем здоровее), а речь идет о конкретном вреде и привязанности, которую уже приравнивают к серьезной зависимости. В чем же вред компьютера для ребенка, и как определить, что уже пора «лечить» зависимость?

Виды компьютерной зависимости у ребенка, видео – врага необходимо знать в лицо!

Известно две формы компьютерной зависимости (основные) :

  • Сетеголизм — форма зависимости от самого интернета. Кто такой сетеголик? Это человек, не представляющий себя без выхода в Сеть. В виртуальных мирах он проводит от 10 до 14 (а то и больше) часов в сутки. Чем заниматься в интернете – для них значения не имеет. Соцсети, чаты, музыка, знакомства – одно перетекает в другое. Такие люди обычно неряшливы, эмоционально неустойчивы. Они постоянно проверяют почту, с нетерпением ждут следующего выхода в Сеть, с каждым днем все меньше времени отдают реальному миру, без сожаления тратят в Сети реальные деньги на виртуальные иллюзорные «радости».
  • Кибераддикция – форма зависимости от игр на компьютере. Ее можно, в свою очередь, разделить на два вида: ролевые и неролевые игры. В первом случае человек полностью отрывается от реальности, во втором целью является набор очков, азарт, выигрыш.

10 признаков компьютерной зависимости у ребенка – как узнать, что ребенок зависим от компьютера?

Все мы помним о случаях зависимости людей от игровых автоматов – проигрывались последние деньги, рушились семьи, уходили на задний план близкие люди, работа, реальная жизнь. Корни компьютерной зависимости те же: регулярная стимуляция центра удовольствия в человеческом мозге приводит к тому, что постепенно сформированный недуг вытесняет из потребностей человека все, что не относится к его любимому занятию. С детьми все еще сложнее – зависимость более сильная, а удар по здоровью – двойной. Каковы признаки подобной зависимости у ребенка?

  • Ребенок выходит за отведенные по времени границы по использованию компьютера. Причем, забрать компьютер у ребенка удается в итоге только со скандалом.
  • Ребенок игнорирует все дела по дому , включая даже свои обязанности – убраться в комнате, повесить вещи в шкаф, убрать за собой посуду.
  • Праздникам, общению с близкими и друзьями ребенок предпочитает интернет.
  • Ребенок сидит в Сети даже во время обеда и в ванной .
  • Если у ребенка забирают ноутбук, он тут же выходит в Сеть через телефон .

  • Ребенок постоянно заводит новые знакомства в Сети.
  • Из-за времени, которое проводит ребенок в Сети, начинает страдать учеба: домашние задание остаются несделанными, учителя жалуются на неуспеваемость, небрежность и рассеянность.
  • Оставшись вне доступа к Сети, ребенок становится раздражительным и даже агрессивным.
  • Ребенок не знает – чем себя занять, если нет возможности выйти в Сеть.
  • Вы не знаете, чем именно занимается ребенок в интернете , а любые ваши вопросы на эту тему ребенок воспринимает в штыки.

Вред компьютера для детей – возможные физические и психические отклонения у зависимого от компьютера ребенка.

Психика и физическое здоровье ребенка намного более слабые и «шаткие», чем у взрослых. И вред от компьютера, при отсутствии должного внимания родителей к этому вопросу, может стать очень серьезным. Чем же конкретно опасен компьютер для ребенка? Мнение специалистов…

  • Излучение электромагнитных волн . Для детей вред излучения вдвойне опаснее – в «перспективе» любимый ноутбук может аукнуться эндокринными заболеваниями, нарушениями в работе мозга, постепенным снижением иммунитета и даже онкологией.

  • Психическое перенапряжение. Обратите внимание на свое чадо в момент его полного погружения в виртуальный мир – ребенок никого не слышит и не видит, обо всем забывает, напряжен до предела. Психика ребенка в этот момент подвергается сильному стрессу.
  • Духовный вред. Ребенок – это «пластилин», из которого лепится человек соответственно той информации, которую малыш впитывает извне. А «извне», в данном случае – интернет. И редкий случай, когда ребенок использует ноутбук для самообразования, прочесывания развивающих игр и чтения книг. Как правило, внимание ребенка сосредоточено на той информации, от которой мама с папой в реальной жизни его отгораживают. Безнравственность, выползающая из интернета, крепко обосновывается в сознании ребенка.
  • Зависимость от интернета и компьютерных игр вытесняет потребность в чтении книг. Падает уровень образованности, грамотности, кругозор ограничен играми, форумами, соцсетями и сокращенными версиями книг из школьной программы. Ребенок перестает думать, потому что необходимости в этом нет – все можно найти в Сети, там же проверить орфографию, там же решить задачи.

  • Теряется потребность в общении. Реальный мир уходит на задний план. Реальные друзья и близкие люди становятся менее нужными, чем тысячи лайков под фотографиями и тысячи «друзей» в соцсетях.
  • При замене реального мира на виртуальный ребенок теряет способность общаться с людьми. В Сети он уверенный в себе «герой», а в реальности не может связать и двух слов, держится обособленно, не способен наладить контакт со сверстниками. Все традиционные моральные ценности теряют свою значимость, и им на замену приходят «олбанский язык», сетевая безнаказанность, низменность желаний и ноль стремлений. Еще опаснее, когда на сознание ребенка начинает влиять информация с ресурсов порнографического характера, сектантского, ритуального, нацистского и пр.

  • Катастрофически быстро портится зрение. Даже при хорошем дорогом мониторе. Сначала боль в глазах и краснота, потом снижение зрения, двоение в глазах, синдром сухого глаза и более серьезные заболевания глаз.
  • Малоподвижный образ жизни отражается на неокрепшем позвоночнике и мышцах. Мышцы ослабевают, становятся вялыми. Позвоночник искривляется – появляется сутулость, сколиоз, а за ним и остеохондроз. Туннельный синдром запястья – одна из самых «популярных» проблем у зависимых от ПК людей. Ее признаки – сильные боли в районе запястья.
  • Повышается утомляемость, растет раздражительность и агрессивность, снижается сопротивляемость организма заболеваниям.

  • Появляются головные боли, нарушается сон, головокружение и потемнение в глазах становятся чуть ли не нормой из-за своей частоты.
  • Возникают проблемы с сосудами. Что особенно чревато последствиями для детей с ВСД.
  • Перенапряжение шейного отдела позвоночника приводит к плохому кровоснабжению мозга и его кислородному голоданию. Как следствие – мигрени, апатия, рассеянность, полуобморочные состояния и пр.
  • Образ жизни ребенка, постоянно просиживающего за компьютером, изменить впоследствии будет очень сложно. Не только спорт – даже обычная прогулка на свежем воздухе, необходимая юному организму, отвергается в угоду мировой паутины. Снижается аппетит, замедляется рост, возникают проблемы с массой тела.

Конечно, компьютер – не страшное чудовище, и он во многом может стать полезной техникой и помощником в учебе. Но только в том случае, если используется во благо ребенка под неусыпным контролем родителей и строго по времени. Учите ребенка черпать информацию в книгах и научных фильмах, во внешнем мире. И учите его получать удовольствие от жизни, чтобы не было необходимости искать это удовольствие в интернете.

Были ли в вашей семейной жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

Без компьютера нельзя представить жизнь сегодняшних детишек. В этой статье обсудим вред компьютера для ребенка. Большая часть постоянных пользователей компьютера начинает предъявлять жалобы на здоровье спустя 4 ч и практически все — спустя 6 ч работы за экраном.

Вред компьютера для зрения ребенка

Природа не приспособила глаз человека к работе с компьютерными изображениями (яркое свечение экрана, мелькающие точки, недостаточная контрастность изображения, постоянное быстрое перемещение взгляда от клавиатуры к экрану и назад).

С 1998 г. в медицине появился термин компьютерный зрительный синдром — особые нарушения зрения у человека, проводящего много времени за компьютером.

У компьютерного зрительного синдрома есть

  • Зрительные симптомы : , двоение в глазах, утомляемость при чтении, нарушения фокусировки при переводе взгляда с близких предметов на удалённые и назад, эффект Мак-Калаха: при переводе взгляда с экрана на что-то белое или чёрное — предмет воспринимается в том цвете, который преобладал на компьютере.
  • Глазные симптомы : жжение или зуд в глазах, красные глаза (покраснение конъюнктив, инъекция сосудов склер), боль в глазницах и в области лба, боль при движении глазами.

Вред электромагнитного излучения компьютера ребенка

Люди в течение всей жизни подвергаются воздействию электромагнитного излучения Земли. Это излучение считается нормальным или фоновым.

Источниками искусственного электромагнитного излучения являются линии электропередач, радиопередающие устройства, а в доме человека - это электроприборы и бытовая техника, в первую очередь это: мобильные телефоны, СВЧ-печи, компьютеры и телевизоры. Микроволновые печи действуют на человека, как правило, непродолжительно. Телевизор может нанести вред здоровью ребенка, только если он смотрит передачи, сидя близко к экрану.

Электромагнитное излучение компьютера может оказаться опасным для здоровья ребенка. Т.к. у компьютера сразу два источника излучения: системный блок и монитор, за компьютером ребенок может проводить длительное время, не имея возможности находиться на безопасном расстоянии от монитора. Ситуация усугубляется, если помещение с компьютером тесное, плохо проветриваемое или в одной комнате много компьютеров.

У современных компьютеров экраны защищены от электромагнитного излучения, но боковые и задняя стенки остаются источниками достаточно мощного электромагнитного излучения.

Системные блоки в настоящее время постоянно увеличивают свою мощность, создавая электромагнитное поле с частотой электромагнитного излучения 40-70 гГц, именно к этой частоте излучения наиболее чувствителен организм человека, особенно ребёнка.

После длительных занятий за компьютером несколько дней подряд, ребенок становится раздражительным, жалуется на усталость, старается прилечь. Это состояние именуется синдромом хронической усталости и от него непросто избавиться. Кроме этого, электромагнитное излучение снижает иммунитет, нарушает работу нервной, эндокринной и половой системы ребенка.

Нервная система Вред компьютера для ребенка

На нервную систему ребенка влияет несколько факторов при занятиях за компьютером

  • Мерцание экрана и яркое изображение оказывает раздражающее воздействие на нервную систему.
  • Постоянное напряжение глазных мышц приводит к головной боли и раздражительности.
  • В сидячем положении, особенно если оно неправильное и сохраняется долго, может нарушаться кровоснабжение головного мозга.
  • Особенно вредны для нервной системы ребенка компьютерные игры. В процессе игры ребенок испытывает эмоции, часто бурные. В кровь выбрасываются стрессовые гормоны, в том числе адреналин, который вызывает повышение артериального давления, спазм сосудов в том числе головного мозга, учащение сердцебиения. Всё это может быть полезным при физических нагрузках, при неподвижном сидении за компьютером ведёт к раздражительности, головным болям, повышению артериального давления, нарушениям в работе сердца.

Игровая зависимость

Состояние, когда дети становятся зависимыми от компьютерных игр. Играют часами и, даже днями не прерываясь. Воспринимают игровые сюжеты и переживания, как реальные. Теряют контроль над временем и собственными потребностями. Могут дойти до полного психического и физического истощения. Возможен летальный исход.

Осанка и мочеполовая система Вред компьютера для ребенка

Длительное сидячее положение, особенно неправильное, приводит

  • К нарушениям осанки и искривлению позвоночника у ребенка.
  • К нарушениям кровообращения в органах малого таза, в малом тазу создаётся застой крови, что может приводить со временем к заболеваниям мочевого пузыря, простаты и пр.


Общие гигиенические рекомендации для работы с компьютером

  • Высота сидения нужна такая, чтобы ноги стояли на полу полной стопой, а спинка обеспечивала удобный упор для спины.
  • Основной ряд клавиатуры должен располагаться приблизительно на уровне локтя, а начав печатать, необходимо держать предплечье, запястье и кисть руки или рук в естественном, удобном положении, не допуская прогиба запястья и пальцев назад.
  • Плечи необходимо расслабить, не приподнять или опускать, соответственно нужно создать опору для предплечий.
  • Окно должно находиться сбоку от монитора, лучше слева.
  • Голова должна располагаться ровно по отношению к плечам, а шея — в удобном положении. В поле зрения не должны попадать яркие источники света.
  • Расстояние до монитора должно равняться длине вытянутой руки до суставов пальцев.
  • Нажимать на клавиши и мышь не стоит слишком сильно, надо обучиться печатанию не глядя, чтобы часто не смотреть на клавиатуру.
  • Документы, телефон, справочные материалы и другие часто используемые предметы нужно расположить так, чтобы их было просто доставать.
  • Нельзя работать без перерывов, полезнее частые короткие перерывы, чем редкие и продолжительные.
  • Во время перерывов нужно встать и потянуться, хорошо размять мышцы и суставы.
  • Рекомендуется периодически выходить на улицу и глубоко дышать. Большая умственная сосредоточенность при работе с компьютером, нередко ведет к задержкам дыхания и прерывистому дыханию.
  • Сидя за монитором человек моргает втрое реже, поэтому следует не забывать моргать, а также периодически отводить глаза и смотреть на удаленные предметы.
  • При работе с компьютером детям можно рекомендовать почаще делать физические упражнения во время частых перерывов.

Проводить за компьютером можно в сутки не более

  • взрослому — 6 часов,
  • подростку 13-17 лет - 2 часов,
  • ребенку 7-12 лет - 1 часа,
  • ребенку до 7 лет - получаса.

Ребенку нельзя позволять играть в игры, связанные с агрессией, драками, разрушениями. Тогда компьютер не причинит вреда здоровью.

Это всё про вред компьютера для ребенка. Желаю Вам здоровья!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КОМПЬЮТЕР:

вред или польза

для детей

дошкольного

возраста

город Губаха, 2016г

При правильном подходе к занятиям

на компьютере можно извлечь максимум пользы для развития ребенка . Б. Шлимович

За окном стоит XXI век. Сейчас в любом офисе, в любой организации работают на компьютерах. Их начинают изучать еще в школах. Конечно, очень важно, чтобы малыш умел свободно пользоваться компьютером.

Дети всегда очень остро реагируют, если они хоть в чем-то отстают от своих сверстников. На этой почве часто развиваются депрессии и комплекс неполноценности.

В торговой сети сейчас предлагают скидки, устраивают акции, поэтому большинство семей в состоянии приобрести своему чаду это чудо технической мысли.

Актуальность работы выражается в том, что без компьютера в 21 веке жить невозможно. Он является очень важным источником информации, способным влиять на развитие человека. В наше время идут большие дискуссии, споры, диспуты среди социологов, психологов, медиков о пользе и вреде компьютера на человека. Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Давайте проверим, как влияет компьютер на человека, чего больше он приносит человеку: пользы или вреда и как сохранить здоровье при работе на компьютере.

Польза компьютера для детей

· Растет технически грамотным.

· Развивает логическое мышление.

· Увеличивает скорость реакции, принятие решения.

· Учится концентрировать внимание.

· Учится визуально воспринимать объекты.

· Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.

· Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики.

· Выработка усидчивости.

· Улучшение памяти.

· Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени.

Самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации, то есть, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране.

Даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. У детей со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание непроизвольно и легко запоминается.

Игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. Иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, и обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений; написанных слов.

Но, все ли так хорошо и компьютер наш безобидный друг? Давайте рассмотрим другую сторону.

В последнее время тема агрессии и насилия на экранах телевизоров и мониторов совершенно оправданно беспокоит родителей, психологов и педагогов. Здесь нужно проявлять осторожность.

В игре, виртуальном компьютерном мире, где можно стать кем угодно, достаточно только "загрузить" игру. Для этого совсем не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, можно не скрывать злость и агрессию.

Любая толстушка может стать топ-моделью, а щуплый паренек - супер-героем. И всего-то надо иметь компьютер и сотню рублей на новую игру. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными.

Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры. Производство игр для компьютеров и мобильных телефонов - это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.

Вред компьютера для детей

· Компьютерная зависимость.

· Нервно-эмоциональное напряжение.

· Замена общения.

· Компьютерное излучение.

· Ребёнок забывает о реальном мире.

· Заболевания суставов кистей рук.

· Ухудшение зрения.

· Развитие сколиоза.

· Возникновение психологических проблем.

Компьютерная зависимость - проблема, с которой пытаются бороться во всем мире.

Главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

«Постарайтесь шагать рядом с ребёнком по дороге жизни – и ему не нужно будет удирать в виртуальный мир».

Не будет преувеличением сказать, что в век развития Всемирной сети компьютер из инструмента для работы стал незаменимым в быту средством получения информации, развлечения и отдыха, общения и учебы. Польза и вред компьютера зависят от того, насколько необходимость в нем сочетается с правильным использованием.

Роль компьютера в современной жизни

Персональные компьютеры, или ПК – это современные электронно-вычислительные машины, ведущие свою историю с 1946 года, когда учёными Пенсильванского университета для задач армии США был создан компьютер ENIAC — Electronic Numerical Integrator and Computer, который в качестве числового интегратора и вычислителя был предназначен для программирования на решение сложных вычислительных задач.

Интересно! Строительство первой ЭВМ потребовало полумиллиона долларов, а вес агрегата составлял 28 т.

В качестве персонального устройства ЭВМ «пошла в массы» с 1973 года с разработки компанией Xerox первого компьютера, который имел графический интерфейс и метафору рабочего стола. К этому периоду относится и открытие мировой сети, без которой пользу современного компьютера трудно представить. А с 1976 году с легкой руки Стива Джобса более удобный пользовательский вариант персонального компьютера Apple I получил распространение уже по всему миру.

С каждым годом ускоряется научно-технический прогресс, электроника становится более совершенной. С этих пор компьютер стал неотъемлемой частью как работы, так и быта человека.

В век информационных скоростей бесценная польза компьютеров в том, что они разгружают человека от работы рутинного характера: современные программы оптимизируют не только рабочие процессы и производительность труда, но также помогают оперировать большими объемами информации, обеспечивая человеку доступ к ней, обработку и хранение в виде документов, иллюстративного и видеоматериала.

Польза компьютера для человека

Компьютеры стали неотъемлемой частью жизни людей:

  1. Подобно телевидению и мобильной связи, нет ни одной сферы жизни, которая бы с пользой не применяла компьютерные разработки: при помощи компьютера возможности человека невероятно расширяются. Например, в медицине ПК применяют в качестве инструментов диагностики и лечения различных патологий. В архитектуре без пользы применения компьютеров сложно представить проектные работы.
  2. С помощью свойств глобальной сети компьютер позволяет, прежде всего, ускорять поиск полезной информации: достаточно ввести запрос в поисковую строку браузеров А использование специальных сервисов автоматического перевода позволяет получать быстрый доступ к большим объемам информации на всех языках мира.
  3. Неоценима польза компьютера и как инструмента передачи информации. К примеру, в СМИ публикация или подача в эфир новости с момента ее появления осуществляется за считаные минуты.
  4. Вместе с увеличением скорости распространения информации увеличивается и скорость жизни и необходимость организации работы, в связи с чем существует много полезных сервисов управления проектами, позволяющими выполнять текущие задачи как на предприятии, так и в быту.
  5. Компьютер также служит инструментом коммуникации и развлечения, позволяя людям:
  • связываться и общаться на больших расстояниях в режиме реального времени;
  • с пользой проводить досуг через доступ к любимой музыке, фильмам и играм;
  • совершать покупки без посещения магазинов, заказывать туры и покупать билеты – прямо из дома;
  • расширять социальные связи с помощью соцсетей, мессенджеров и других сервисов, что является особенно полезным для людей с ограниченными возможностями.

Чем вреден компьютер

Человечество научилось решать проблемы вреда воздействия электротока или электромагнитного излучения. Однако работа с компьютерной техникой бросает новые вызовы безопасности людей, которые связаны не только с физическим, но и с психическим здоровьем.

Вред злоупотребления временем за монитором компьютера вне зависимости от того, подготовка ли это отчета по работе или отдых с помощью увлекательной игры, отрицательно влияет на качество жизни.

Проблемы экологичности стоят на первом месте при обсуждении вопроса вреда работы за компьютером.

Основные факторы рисков:

  1. Перенапряжение : кроме влияния мерцания мониторов на мышцы хрусталика, провоцирующего их чрезмерное напряжение и вред «сухих глаз», катаракты, воздействие излучений компьютера также сказывается на организме в целом и может проявляться в головных болях, бессоннице, перевозбуждении мозга.
  2. Проблемы с позвоночником . Длительное сидение в одной позе с неравномерным распределением нагрузок на мышцы и диски позвоночника несет вред заболевания сколиоза и остеохондроза, невралгий, а также нарушений работы органов всего организма.
  3. Тоннельный синдром . Однообразие работы мышц руки и кисти за клавиатурой или мышью компьютера приводит к возникновению болевых ощущений, онемения, отечности и покалывания кисти и пальцев.
  4. Гиподинамия . Отсутствие полезной двигательной активности провоцирует вялость, рассеянность, бессонницу, несет вред ослабления иммунитета.
  5. Зависимость . Замещение реальной жизни виртуальной из-за чрезмерного использования интернета для развлечения и общения грозит смещением ценностей и психологическими проблемами утраты смысла.
  6. Вред воздействия на детскую психику . Свободный доступ к материалам порнографического, агрессивного содержания, ненормативной лексики и прочее может серьезно сказаться на нормальном психическом развитии ребенка.

Польза и вред компьютера для детей

Высокие технологии увеличивают пользу применения компьютера для развития у детей дошкольного возраста:

  • абстрактного и образного мышления;
  • концентрации внимания и памяти;
  • координации глаз и рук;
  • творческих способностей – например, при сочинении собственных мелодий или рисовании с помощью мыши компьютера;
  • познавательных способностей, помогая знакомству с окружающим миром.

Грамотный выбор развивающих игр для компьютера приносит детям пользу в развитии.

Компьютер все больше входит в учебный процесс, заменяя традиционные учебники, что очень удобно благодаря свойству электронных средств сжимать информацию, в отличие от привычных бумажных носителей, а польза интерактивных и мультимедийных возможностей позволяет школьникам, с одной стороны, увеличивать интерес к информации, а с другой, расслабляться и снимать вред воздействия факторов стресса.

В то же время неграмотное использование компьютера может привести ребенка к неспособности ориентироваться в информации и правильно организовывать время у монитора.

При постоянном сидении за компьютером польза этого уникального устройства оборачивается вредом здоровью:

  • монитор может вызвать головную боль, ухудшить зрение и спровоцировать остеохондроз;
  • компьютерные игры способны негативно повлиять на психическое равновесие детей, вызывая раздражительность и капризность – особенно если сюжет игры содержит элементы насилия и жестокости;
  • чрезмерное увлечение социальными сетями и другими сервисами развлечения может грозить вредом компьютерной зависимости, ведущей к потере интереса к реальному миру.

Современным детям не нужны объяснения, какую пользу им несет компьютер: интуитивно они с компьютером на «ты», поскольку информационные технологии – это естественная среда их развития. Недаром они, в отличие от родителей, зачастую намного быстрее осваивают электронные средства.

И поэтому любые искусственные запреты на пользование компьютером принесут больше вреда, чем пользы. Однако польза влияния родителя незаменима в воспитании интересов ребенка, правильного отношения к предметам, в развитии навыков грамотной организации своего времени и структурирования ценностей, в которых значимость электронной машины не будет занимать ведущее место.

С какого возраста ребенка можно допускать к компьютеру

В первые годы жизни ребенок познает мир с помощью тактильных ощущений: ощупывая различные предметы, он пребывает в постоянном процессе познания их свойств. Компьютер для него является таким же предметом познания, к которому начинает проявляться интерес уже примерно с 2,5 лет. Поэтому серьезное «знакомство» с компьютером нужно начинать по завершении этого этапа развития, примерно с 4 – 5 лет.

Важным моментом будет подбор качественных развивающих игр: маркировка рекомендованного возраста обычно указывается на диске.

Сколько детям разрешается сидеть за компьютером

Рекомендации психологов и исследователей в области эргономики говорят о целесообразности регулировать времяпровождение ребенка у компьютера: до 5 лет общение с ПК нужно ограничить до 10 минут в день; к 6 – 7 годам — постепенно довести до 20 – 25 минут. А в период от 7 до 10 лет можно увеличить полезное время за компьютером до полутора часов, с перерывами каждые 15 – 20 минут.

Для этого может пригодиться полезная функция «родительского контроля».

Важно! Пользование Интернетом должно проходить под присмотром взрослого: не в роли контролера и ограничителя, а в качестве помощника по организации работы с информацией различных видов.

Правильная организация компьютерного места

Обсуждение пользы и вреда компьютера в первую очередь связано с вопросом правильной организации рабочего пространства. Создание условий для удобного положения тела за компьютером будет полезным для здоровья в целом:

  1. Монитор устанавливают в угол комнаты или так, чтобы задняя панель была развернута к стене.
  2. Для того чтобы избежать бликов, полезным будет повернуть монитор компьютера под прямым углом по отношению к источнику света. Освещение при этом нужно сделать комфортным. Лучи не должны попадать прямо в глаза, чтобы избегать вреда дополнительного напряжения зрения.
  3. Экран компьютера нужно разместить на линии глаз или ниже: длительное положение с приподнятой головой создает вред напряжения шейно-грудного отдела позвоночника. Оптимальным будет расстояние от монитора до глаз в 60 — 70 см: это дальше, чем в случае обычного чтения.
  4. Ждущий режим монитора следует использовать в оправданных случаях – но не постоянно.
  5. В офисе, рассчитанном на несколько рабочих мест, компьютеры располагают так, чтобы расстояние между ними составляло примерно 1,5 – 2 м. При этом запрещено располагать компьютеры экранами напротив.
  6. Компьютер должен быть заземлен.
  7. Пространство под столом должно обеспечивать вытягивание ног, чтобы устранять вред усталости от длительного сидения.
  8. Кресло для компьютера должно обеспечивать естественное положение ног и поддержание спины прямой: ступни при этом располагаются на полу, а бедра находятся параллельно линии пола.
  9. Офисное кресло должно иметь спинку, свойства которой обеспечивают опору поясничному и грудному отделу позвоночника. При этом небольшая выпуклость спинки на уровне средних поясничных позвонков обеспечивает пользу их фиксации в правильном физиологическом изгибе. При отсутствии выпуклости для профилактики остеохондроза будет полезным использовать небольшую диванную подушку под спину.
  10. А плавающий наклон спинки кресла обеспечит такое изменение положения спины, которое принесет пользу в устранении напряжения от однообразной позы тела во время работы.

Правила работы за компьютером

Рисков для психического и физического здоровья действительно много, поэтому при работе с компьютером во избежание возможного вреда важно придерживаться техники безопасности.

  1. Первым делом следует обезопасить глаза от вреда воздействия монитора из-за того, что наше зрение имеет свойство улавливать самую мелкую пульсацию, мерцание, реагировать на синее излучение. Поэтому лучше использовать мониторы высокого разрешения, свободные от мерцания, а перед началом работы пользу принесет правильная настройка цветовой палитры, с тщательным подбором синего и красного спектра.
  2. При работе с текстами на бумаге нужно подвигать листы максимально близко к экрану: так снизится амплитуда частых движений головы и напряжение глаз от постоянного перевода взгляда.
  3. Важно соблюдать осанку: спину и шею нужно выпрямить, плечи расслабить, ноги удобно расположить на полу, а кисти с предплечьями держать на одной линии. Такое положение позволяет минимизировать вред для здоровья позвоночника от напряжения шеи и предплечий.
  4. Режим активности. Длительная работа на компьютере требует 10-минутных перерывов, делать которые будет полезным каждый час. Отдых лучше проводить активно: выполнить приседания, наклоны, разминку для рук и глаз. Примеры упражнений для глаз на снятие напряжения — движения вверх и вниз, справа налево, по кругу. Пользу принесет и смена фокуса: по 15 секунд смотреть то на дальний предмет, то на вытянутый указательный палец. Полезные свойства контрастных компрессов (холодный сменяется горячим) и примочек из чая и трав, в том числе и в виде кубиков льда, помогут также расслабить глаза после работы с монитором.

    Важно! Пользу принесет и питание, богатое витамином А (бета-каротином).

  5. Для снижения вреда воздействия электромагнитного излучения помощь окажут специальные очки для компьютера с нанесенным на линзы защитным напылением; кроме тогво время работы следует находиться подальше от системного блока.
  6. В качестве профилактики от вреда «информационного мусора» пользу принесут, «компьютерные выходные», во время которых следует исключить или максимально минимизировать работу с гаджетами.
  7. При использовании периферийных устройств компьютера также полезным будет соблюдать правила гигиены:
  • вентиляторы имеют свойство раздувать пыль, которая затем оседает на мониторе и поверхности;
  • мышка и клавиатура служат источниками бактерий и требуют поэтому регулярной протирки специальными очищающими салфетками и антистатиками;
  • после работы также нужно мыть руки.

Внимание! Работа сидячего характера требует уделять минимум 1 час в день прогулкам и физическим тренировкам.

Заключение

Польза и вред компьютера определяются разумным к нему отношением. Чтобы минимизировать риски для здоровья необходимо следовать правилам безопасности и регулировать частоту и время использования устройства.

Была ли Вам данная статья полезной?

Ольга Комарова
Дети и компьютер: вред или польза

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь

без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Очень часто приходиться слышать от родителей о том, что любимый ребенок часами просиживает играя перед компьютером , и тут же возникает вопрос : безопасен ли он, как влияет компьютер на здоровье детей ? Этим опасениям есть основания, но не потому, что компьютер «излучает что-то страшное» и «может ударить током» (современные модели компьютеров , давно ничем подобным не грозят). Попробуем все же разобраться, что же такое компьютерные программы для детей , в чем их польза , а в чем их недостатки.

В работах Л. А. Венгера посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка.

Компьютерные игры составлены так , чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая . Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что же нового может дать компьютер по сравнению с живим учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.

Однако "знаковая функция сознания" не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению "про себя". Ребенок продолжает шепотом произносить про себя прочитанный текст или перебирают собственные пальцы при счете.

Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет.

В исследованиях многих психологов - Ж. Пиаже, А. Валлона, П. П. Блонского и других - было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер , так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере . Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. А какой же ребенок не любит играть?

Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере , и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе.

Влияние компьютера на детей в возрасте 7-8 лет также благотворно и может помочь в развитии определенных навыков. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание , логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры детям помогут научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей ребёнка : к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие - замечательно рисовать. К тому же, хороши развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования. И так компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-5 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 25 минут, и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа-полутора. И чтобы компьютер здоровью не повредил , очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером . Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером , не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей - время занятий должно быть определено вами сразу. По истечении этого времени наступает переутомление, и ребенок теряет навыки, полученные во время игры, после трех часов у монитора наступает более глубокая усталость, а после пяти появляется серьезная угроза психического истощения. Между прочим, в Китае эти ограничение по времени игры в компьютерные игры закреплено законодательно после проведения масштабных исследований. И так, мы плавно подошли к отрицательному воздействию компьютера на ребенка . В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – это большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому совет специалистов - настройте яркость и контрастность компьютера так , чтобы глазам малыша было комфортно, а на «рабочий стол» установите картинку спокойных цветов. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц, особенно если у вас не жидкокристаллический монитор. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером , то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Общение с компьютером , особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Такая концентрация, даже кратковременная, вызывает у ребенка утомление. Работая за компьютером , он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Нервное и эмоциональное напряжение и утомление зрения, накапливаясь со временем, отрицательно сказываются на последующей деятельности. Также при всем преимуществе компьютерных игр они все же создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в ситуацию дистресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера . Родителям детей дошкольного и школьного возраста стоит помнить о вреде агрессивных игр и о влиянии интернета, сократить которое можно лишь собственным общением с отпрысками, а не запретами, как это принято сейчас делать.

Педагоги и медики, обвиняя компьютер в негативном влиянии на ребенка, одним из последствий часто называют падение уровня текстового мышления – умения адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать тексты, а также создавать собственные. В последнее время наблюдается рост количества детей, страдающих дисграфией и дислексией – расстройствами, связанными с нарушением письменной речи (такие дети с трудом овладевают чтением и письмом) . Звучат заявления, что причиной этой проблемы является раннее и чрезмерное увлечение компьютером . По мнению психологов, у таких детей часто развивается агрессия, различные страхи и фобии. Подобные утверждения не голословны. Но не стоит думать, что компьютеры несут только вред . Доказано, что дети , занимавшиеся на компьютере в дошкольном возрасте, лучше развиты интеллектуально, проявляют больше способностей к самой разнообразной деятельности, у них более широкий круг интересов. Сегодня представлен широкий выбор развивающих игр для детей самых разных возрастных категорий, не стоит ограничивать ребенка в выборе, следите только за тем, чтобы он не отдавал предпочтение играм с элементами насилия и жестокости. Правильно подобранные игры в умеренном количестве – наилучший вариант для вашего ребенка. Приобщая детей к компьютеру , следует побеспокоиться о специальных обучающих программах, тогда ребенок не только освоит основы компьютерной грамотности , но и получит другую полезную информацию.

Некоторые врачи рекомендуют детям работать за компьютером дважды в день (например, два раза по 30 минут) при условии наличия перерыва между сеансами не менее двух часов. Однако лучше, если первый раз ребенок позанимается с утра, а второй – после обеда, но ни в коем случае не перед сном.

Вечером следует вообще ограничивать работу ребенка за компьютером , особенно нельзя позволять играть в динамичные игры – эмоциональное напряжение во время их может негативно сказаться на сне – ребенок долго не будет засыпать, а особенно впечатлительным могут сниться кошмары. - Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье : занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры , требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми) .